Мы в соцсетях

Города

Города воинской славы, получившие это почетное звание за мужество, стойкость и героизм жителей,
проявленный в борьбе за свободу и независимость Отечества
Полярный

История присвоения почетного звания
"Город воинской славы"

Полярный - город в Мурманской области России. В городе расположена военно-морская база Северного флота.

В период Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. в Полярном находилась главная база Северного флота.

Город Полярный называют по-разному: "Ворота Арктики", "Колыбель Северного флота", "Заполярный Севастополь", "Заполярный Кронштадт". Екатерининская гавань, на которой стоит город Полярный, уже в XVIII веке использовалась для зимовки и ремонта военных кораблей России.

Великая отечественная война 1941-1945 годов вписала в летопись города Полярного золотые страницы воинского героизма, стойкости и отваги. Первая весточка о войне пришла в город Полярный еще 17 июня 1941 года, когда над бухтой в городе Полярном появился самолет с фашистскими опознавательными знаками. В следующие за 17 июня дни количество самолетов, кружащих над Кольским полуостровом, увеличилось. На флоте была объявлена повышенная боевая готовность.

Утро 22 июня разбудило город Полярный ревом фашистских самолетов и громом взрывов бомб. Но Полярный встретил войну мужественно и сурово, как подобает настоящему городу-воину. Уже 22 июня 1941 года началась мобилизация жителей и судов гражданских ведомств. В Баренцево море вышли на боевые позиции подводные лодки и сторожевые корабли.

29 июня 1941 года немецко-фашистские части предприняли массированное наступление на Мурманском направлении. Им удалось прорвать фронт и начать движение на губу Западная Лица, которая находилась всего в 30 километрах от главной базы Северного флота. Моряки-североморцы, добровольно перешедшие с кораблей в части морской пехоты, сыграли важную роль в отражении наступления противника и закреплении советских войск на рубежах реки Западная Лица. Здесь образовался плацдарм, с которого в сентябре 1944 года началось активное наступление и освобождение Кольской земли от захватчиков.

Неоспорим исторический факт, что в годы этой кровопролитной войны Полярный стал единственным из главных военно-морских баз флотов СССР (в его прифронтовой части), который фашистам не удалось захватить. По улицам города Полярного прошли ноги только плененных оккупантов.

Значение города Полярного в Победе над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне неоспоримо. Велика заслуга и каждого, кто воевал в этой страшной бойне. В городе до сих пор свято почитаются боевые традиции моряков-североморцев. При войсковых частях, в школах созданы музеи боевой славы. В городском историко-краеведческом музее военной летописи посвящены многочисленные экспозиции, собран большой исторический материал. Администрацией подготовлены и выпущены книги о славных страницах истории, связанных с годами войны. Подвиг тех, кто не щадил своей жизни, воюя с захватчиками, в городе помнят.

Город в годы ВОВ

На протяжении всей войны штаб Северного флота оставался в Полярном. Отсюда велось оперативное управление разнородными силами на огромном Северном морском театре, отличавшемся суровыми физико-климатическими условиями.

Великая Отечественная война явилась суровым испытанием для Северного флота. Впервые в истории Северного театра военные действия распространились на значительные районы Арктики. Считавшиеся ранее недосягаемыми для врага наши полярные морские коммуникации в юго-западной части Баренцева и в Карском море оказались под его ударами. Действия немецких подводных лодок, рейды надводных кораблей и полеты авиации охватили всю западную часть Северного морского пути до пролива Вилькицкого. Отдельные действия предпринимались противником против полярных портов и станций. В этих условиях характер боевой деятельности Северного флота определялся спецификой выполняемых боевых задач, которые изменялись в зависимости от оперативной обстановки на театре, хода и результатов боевых действий.

17 июня 1941 года в Полярном была объявлена боевая тревога. В этот день фашистская авиация начала осуществлять первые разведывательные полеты над территорией главной базы. 19 июня 1941 года Военный Совет Северного флота ввел повышенную боевую оперативную готовность. На подходах к базам и портам были развернуты корабельные дозоры и выставлены оборонительные минные заграждения. Велась систематическая воздушная разведка. Подводные лодки были рассредоточены по ближайшим бухтам.

В состав Северного флота к началу войны входили: бригада подводных лодок, 1-й отдельный дивизион эсминцев, Охрана водного района главной базы флота, которая включала 1-й и 2-й дивизионы сторожевых кораблей, дивизион траления и заграждения, 1-й дивизион сторожевых катеров, корабли и катера охраны рейдов в пунктах базирования сил; корабли и катера Беломорской военно-морской базы.

В Мурманский укрепленный район входили три отдельных артиллерийских дивизиона береговой обороны Северного флота, дислоцировавшиеся на м. Сеть-Наволок, на о-ве Кильдин и в районе главной базы флота (г. Полярный), и три отдельные артиллерийские батареи на п-овах Средний и Рыбачий.

Противовоздушная оборона флота включала пять отдельных зенитных артиллерийских дивизионов ПВО, один зенитный артиллерийский дивизион, две отдельные роты ВНОС и одну радиороту ВНОС.

Кроме того, батареи береговой обороны и ПВО были развернуты в операционной зоне Беломорской военно-морской базы.

Военно-воздушные силы флота состояли из 72-го смешанного авиационного полка, 118-го морского ближнеразведывательного авиационного полка и 49-й отдельной морской разведывательной авиаэскадрильи.

Корабли базировались на главную базу флота Полярный, которая к началу войны находилась в стадии строительства, до четверти работ по ее оборудованию оставались невыполненными. Строительство баз в Ваенге и Иоканьге еще только начиналось. На Белом море корабли базировались на Архангельск и строящуюся базу в Молотовске. Авиация флота имела всего два аэродрома: сухопутный (Ваенга) и морской (губа Грязная). Тыловые учреждения и подразделения флота размещались в Мурманске, что создавало организационные неудобства.

Полярный, являясь единственным крупным населённым пунктом на левом берегу, оказался последним рубежом на пути к Кольскому заливу. В окрестностях города было сооружено два оборонительных рубежа: тыловой - протяженностью 25 км, глубиной 8-9 км (он проходил по линии губа Сайда - губа Белокаменная и имел 235 дотов и дзотов), а также непосредственной обороны главной базы - протяженностью 10 км, глубиной 3-4 км (от района Оленья Губа до Питькова) и имел 48 дотов и дзотов. Эти рубежи занимали 82-я отдельная бригада морской пехоты, 125-й и 126-й морские полки, три артиллерийские батареи и другие подразделения.

29 июня противник перешёл границу на Мурманском направлении и в результате напряжённых боёв продвинулся на 30 километров. К середине июля сложилась критическая ситуация, резервы 14-й армии были исчерпаны, до Кольского залива оставалось не более 60 километров. В эти тревожные дни Директивой Главнокомандующего Северо-Западного направления была поставлена задача: помочь 14-й армии изгнать фашистов из пределов страны, "при любом положении на сухопутном фронте Северному флоту оставаться в Полярном, защищая этот пункт до последней крайности". В качестве десанта был использован последний резерв армии - 325-й полк 14-й дивизии, стоявшей около Полярного.

В эти дни из личного состава кораблей Северного флота были сформированы отдельная бригада, несколько полков и батальонов морской пехоты общей численностью около 10 000 человек. В боях на сухопутном фронте они показали образцы воинской доблести, отваги и героизма. Остановить противника помогли артиллерийская поддержка кораблей флота и десанты, высаживающиеся во фланг наступающему противнику.

За весь период войны около 40 000 моряков-североморцев ушли на сухопутный фронт, защищая Заполярье на Мурманском и Кандалакшском направлениях, пополнив морские бригады, сражавшиеся в Сталинграде.

Из добровольцев, отобранных в бригаде подводного плавания, был сформирован особый 181 разведывательно-диверсионный отряд штаба Северного флота. До 1944 года он базировался в Полярном, где отважные разведчики готовились к многодневным рейдам по тылам врага. Все разведчики были многократно награждены, С.М. Агафонов, И.П. Барченко-Емельянов, А.П. Пшеничных стали Героями Советского Союза, а В.Н. Леонов, командир отряда, продолжив службу на Дальнем Востоке, был вторично удостоен этого звания.

Особенностью деятельности Северного флота, не предусмотренной в планах предвоенной подготовки, стало тесное взаимодействие с союзниками. 29 июля 1941 года в Полярном была развёрнута британская военно-морская миссия. Во время разгрузки конвоя в Мурманском порту корабли эскорта союзников стояли у причалов Полярного. Специфика судоремонта на Севере заключалась в необходимости оказания технической помощи многочисленным иностранным кораблям и судам, приходящим с полярными конвоями из Великобритании и США. Распоряжением СНК СССР в июле 1942 г. обеспечение ремонта этих кораблей возложили на военные советы Северного флота и Беломорской флотилии, а в аппарате Технического отдела флота и отделения флотилии создали специальные штатные группы. Они руководили ремонтом, им предоставили право регулировать загрузку судоремонтных заводов, доков и других судоподъемных средств и в случае надобности перераспределять наличные материалы.

Основной ударной силой на морских коммуникациях являлись подводные лодки бригады, дислоцировавшейся в Полярном. Во время Великой Отечественной войны бригадой командовали Н.И. Виноградов, а с февраля 1943 года - И.А. Колышкин. К началу Великой Отечественной войны численность подводных сил на Севере была наименьшей среди флотов. Бригада насчитывала 15 кораблей, сведённых в три дивизиона, которыми командовали М.И. Гаджиев ("Д-3" "Красногвардеец", "К-1" и "К-2"), И.А. Колышкин ("Щ-401", "Щ-402", "Щ-403", "Щ-404", "Щ-421" и "Щ-422"), Н.И. Морозов ("М-171", "М-172", "М-173", "М-174", "М-175", "М-176"). Именно эти 15 подводных лодок показали в первое полугодие войны образцы мужества и героизма. Шесть лодок из них стали Гвардейскими, шесть - Краснознаменными. Дивизион "щук" стал единственным в подводных силах Военно-Морского флота, в котором шесть подводных лодок получили шесть наград: четыре ордена "Красного Знамени" и два Гвардейских флага. Командир этого дивизиона Иван Александрович Колышкин стал первым подводником, удостоенным звания Героя Советского Союза в Великой Отечественной войне (звание было присвоено ему в январе 1942 года).

К концу 1941 г. на бригаду прибыли новые корабли: "К-3", "К-21", "К-22", "К-23", "Л-20", "Л-22", "С-101", "С-102". В августе 1942 г. пришли "М-119", "М-121", "М-122", а в декабре того же года - "М-104", "М-105", "М-106", "М-107" и "М-108". В январе-марте 1943 года, совершив беспримерный для того времени переход с Тихого океана через Атлантику, в Полярный вошла "азиатская эскадра", как ласково прозвали северяне прибывшие из Владивостока подводные лодки "С-51", "С-54", "С-55", "С-56" и "Л-15". В июне 1943 г. в состав бригады поступили "С-14", "С-15", "С-103", "С-104", "М-200", "М-201", через год - "С-16", "С-17", "С-19" и, наконец, в августе 1944 Северному флоту были переданы английские подлодки "В-1", "В-2", "В-3" и "В-4".

Однако и потери бригады были значительны. Главной из них были люди, накопившие опыт первых трудных месяцев войны. В боевых походах на Северном флоте погибли 23 подводные лодки. Из 15 подводных лодок, входивших в состав бригады к началу Великой Отечественной войны, в Полярном победу встретили только две: Краснознаменная "Щ-404" и гвардейская "М-171".

Одной из важнейших задач, решаемых соединениями, базировавшимися в Полярном, стало несение дозорной службы на подходе к главной базе и Мурманскому порту. Кильдинский плёс перед входом в Кольский залив являлся наиболее опасным участком прибрежных вод. Именно здесь сосредотачивались подводные лодки противника, атакуя стеснённые в манёвре суда конвоев. Обычно атаки гитлеровских субмарин сопровождались ударами авиации противника.

В первые же дни войны началась эвакуация гражданского населения из населённых пунктов Мурманской области. Особенность Полярного заключалась в том, что большую часть его жителей составляли военные моряки, служащие береговой базы и рабочие судоремонтных мастерских, продолжавших работу в прифронтовом городе.

Несмотря на частые массированные бомбёжки прифронтовому Полярному был нанесён минимально возможный ущерб. Заслуга в том - умелые действия 58-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона ПВО. В течение всей войны зенитчики надёжно прикрывали город - главную базу флота.

Дивизион ощутил дыхание войны уже 18 июня 1941 года, когда фашистские самолеты нарушили государственную границу СССР. В этот день бойцы впервые открыли огонь по самолетам противника. 23 июня 1941 года зенитчики первыми на Севере открыли боевой счет сбитых фашистских самолетов - бойцами 581-й батареи, которой командовал лейтенант В.З. Стебенев, был сбит вражеский самолет "Хе-111". За мужество и находчивость командир батареи был награжден орденом Красной Звезды, а командир пулеметной установки младший сержант Г.В. Ляхнов - медалью "За боевые заслуги".

Дивизион принимал активное участие в обеспечении военно-морских операций, проводимых частями морской пехоты, стоял на защите г. Мурманска. 22 мая 1943 года 58 дивизион был преобразован в 110-й зенитный артиллерийский полк ПВО Северного флота с дислокацией в главной базе флота - Полярном.

В окрестностях города нашли свою могилу 45 фашистских стервятников. Это была цена за попытки прорваться к главной базе Северного флота. 455 воинов-зенитчиков награждены орденами и медалями Советского Союза. Около 1500 воинов, служивших в части ПВО в Полярном, ушли на различные фронты Великой Отечественной войны, многие из них дошли до Берлина.

Несмотря на трудности и опасности жизни прифронтового города в Полярном продолжалась насыщенная культурная жизнь. Центром её был Дом Красной Армии и Флота (впоследствии - Дом офицеров флота). Здесь 31 марта 1936 года спектаклем по пьесе А. Корнейчука "Гибель эскадры" начал свою жизнь Драматический театр Северного флота. Сами североморцы готовили роли, рисовали декорации, их жены шили костюмы. В мае 1938 года была устроена первая выставка молодых художников краснофлотцев. Здесь же состоялось и первое выступление Ансамбля песни и пляски Северного флота, сформированного в ноябре 1940 года. В годы войны в Полярном выступали не только местные, но и центральные театральные труппы, регулярно проводились праздничные мероприятия для моряков плавсостава, открывались фотовыставки, экспозиции флотских художников.

В Полярном издавалась газета Северного флота "Краснофлотец" (ныне - "На страже Заполярья").

Увековечивание памяти
(Основные памятники и монументы, связанные с ВОВ)

  • Построенные в предвоенный период здания "Циркульного дома", казарм бригады подводных лодок, штаба Северного флота, жилые дома по улице Моисеева (в одном из них ныне разместился городской историко-краеведческий музей г. Полярного), здание школы №1 не только обладают мемориальной ценностью, но, будучи создаными по оригинальным проектам, формируют неповторимый архитектурный облик города-воина. Большинство памятников, установленных в городе, отражают специфику флотского гарнизона, связанного с историей подводных сил Северного флота. Первый из них - легендарному подводнику Федору Видяеву - был установлен еще 7 ноября 1943 г.
  • Памятник героям-подводникам Северного флота, павшим в борьбе с немецкими захватчиками в годы Великой Отечественной войны.
  • Мемориальный комплекс павшим защитникам Заполярья.
  • Памятник морякам подводной лодки "Щ-402".
  • Памятник воинам-североморцам СКР-31, погибшим в 1943 году.
  • Памятник погибшим морякам эсминца "Стремительный".
  • Памятник на братской могиле 126 воинов 14-й армии и Северного Флота, погибших в 1941-1945 гг.
  • Памятник погибшим защитникам Заполярья.
  • Памятник героям-североморцам морякам ОВРа (охраны водного района).
  • Памятник морякам-пограничникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны при защите Советского Заполярья.
  • Памятники на одиночных захоронениях моряков-краснофлотцев на воинском кладбище, погибших в 1941-1943 гг.
  • Памятник на могиле капитана 1 ранга П.И. Егорова, погибшего в 1945 году.
  • Памятник на могиле капитана 2 ранга Ф.М. Олейника, погибшего в 1945 году.
  • Памятник на могиле поэта-североморца Я.И. Родионова, погибшего в 1943 году.
  • Географические точки гибели экипажей кораблей Северного флота являются местами отдания почестей, возложения цветов и венков в памятные дни России:
    • воинское захоронение экипажа ПЛ "Щ-422";
    • воинское захоронение экипажа ПЛ "Щ-403";
    • воинское захоронение экипажа ПЛ "Д-3";
    • воинское захоронение экипажа ПЛ "В-1";
    • воинское захоронение экипажа ПЛ "К-23";
    • воинское захоронение экипажа ПЛ "К-1";
    • воинское захоронение экипажа сторожевого корабля "Туман".
  • Усилиями судоремонтников Полярного в канун 50-летия Северного флота "лунинская" подводная лодка "К-21" прошла восстановительный ремонт и была переоборудована в музей-мемориал, который теперь располагается в городе Североморске.
  • Улицы и набережные города носят имена, навечно вписанные в историю отечественного флота: Душенова, Гаджиева, Гандюхина, Видяева, Котельникова, Моисеева, Старикова, Фисановича, Лунина, легендарного морского пехотинца Ивана Сивко. Городским библиотекам присвоены имена командиров подводных лодок Каутского и Бибеева. Детская юношеская спортивная школа носит имя морского разведчика Леонова, военно-морской госпиталь - имя военного хирурга Арапова.

Заслуги города в военной истории России

История города Полярного неразрывно связана с Военно-Морским Флотом. Велика заслуга города в обороне Кольской земли, военно-морском строительстве в Заполярье, создании и развитии Северного флота, рождении подводных сил Севера.

Наполеоновские и Крымская войны показали, что далёкий Мурман постепенно стал входить в сферу активного влияния проблем мировой политики.

В 1854 году английский корвет "Миранда" совершил нападение на единственное крупное поселение на Мурмане – древнюю Колу. В результате обстрела и начавшегося пожара деревянный город был почти полностью уничтожен. После этой катастрофы Кола потеряла статус уездного центра и стала "заштатным" городом. Обмеление устья Кольского залива и отсутствие оборонительных сооружений не позволяли в дальнейшем использовать Колу в качестве порта и форпоста защиты Мурмана.

Эта проблема обострилась в 70-80-е гг. XIX века в связи с началом колонизации Мурманского берега как со стороны российского государства, проводившего целенаправленную политику, так и соседних народов, стихийно заселявших районы, перспективные для морского промысла. Решение проблемы охраны северных территориальных вод России от нападений и браконьерского промысла оказалась напрямую связана с задачей организации базирования океанских эскадр российского флота со свободным выходом в Мировой океан.

20 июля 1870 года великий князь Алексей Александрович, которого сопровождали лучшие специалисты и знатоки мурманских вод: профессор Н. Я. Данилевский, академик А. Ф. Миддендорф, натуралист Ф. Ф. Яржинский осматривали Екатерининскую гавань. Сошлись на мнении о необходимости создания на Мурмане - в Екатерининской гавани или на острове Кильдин - портового города. К обсуждению вопроса о сооружении нового военного порта для русского флота вернулись в 90-е годы XIX века. Подыскивать нужную гавань для "главной морской базы" русского военного флота в 1894 году на Мурман отправился выдающийся государственный деятель, министр финансов Сергей Юльевич Витте. Из всех осмотренных бухт Мурманского побережья наилучшей оказалась Екатерининская гавань.

Николай II согласился на предложение о создании на Мурмане не военного, а "коммерческого порта" Александровск-на-Мурмане, который открыли 7 июля 1899 года.

Первая мировая война кардинально изменила жизнь северного края. Начались срочные работы по строительству порта в незамерзающем Кольском заливе и железной дороги, являвшейся естественным продолжением стратегического пути, связавшей Россию с её союзниками. Организацию обороны Александровска-на-Мурмане в первые дни войны возглавил начальник экспедиции по поиску экспедиций Седова и Брусилова капитан 1 ранга И.И. Ислямов. 17 января 1915 года в Александровск прибыли кабельный пароход "Колония" и вспомогательное судно "Эскимо". За три недели в Англию был проложен подводный телеграфный кабель. Выход его охраняла двухорудийная береговая батарея. В августе 1915 г. на подходах к горлу Белого моря и в самом горле были развернуты сигнально-наблюдательные посты и линии связи

С зимы 1914-1915 годов в Кольский залив стали заходить суда с военными грузами, не прошедшими в Архангельск из-за ледостава на Белом море. Для их охраны 8 февраля 1916 года создаётся отряд обороны Кольского залива. В начале 1916 года принимается решение о начале формирования оперативного объединения российского флота на Северном морском театре - флотилии Северного Ледовитого океана. Его боевое ядро составили мобилизованные и вооружённые суда и корабли, пришедшие с Тихого океана. В конце 1915 года в Александровск пришёл минный заградитель "Уссури", в ноябре следующего года - легендарный крейсер "Варяг", вскоре состав флотилии пополнили линкор "Чесма" и крейсер "Аскольд".

Задача организации морской обороны была подчинена союзным транспортным операциям. По настоянию английского морского командования, оперативная база флотилии была перемещена из Екатерининской гавани в Мурманский порт, что позволило оптимизировать систему управления и обеспечения военно-морских сил в Кольском заливе.

Не став главной базой в Кольском заливе, Александровск продолжал играть важную роль в структуре обороны Мурманского порта. Здесь размещалась отдельная Александровская флотская рота, несшая службу на артиллерийских батареях, расположенных на островах Торосе, Брандвахте, мысе Летинском, отсюда выходили суда, несшие дозорную службу при входе в Кольский залив.

Здесь же, в Екатерининской гавани, в годы войны появилось соединение, положившее начало подводным силам Севера. Для обороны портов с Дальнего Востока сюда доставили подводную лодку "Дельфин", а с Балтики перевезли две малых субмарины "№1" и "№2". Уже в первом проекте структуры флотилии Северного Ледовитого океана, разработанном к февралю 1916 г. чётко указывалось место подводных лодок в отряде судов обороны Кольского залива. 26 августа 1916 г. приказом морского министра по Управлению Беломорским и Мурманским районами "на время военных действий" был объявлен табель комплектации Дивизиона подводных лодок.

26 июля 1916 года в Александровск-на-Мурмане из Владивостока прибыли миноносцы "Властный" и "Грозовой" в сопровождении плавучей базы расформированного Дивизиона подводных лодок Сибирской флотилии - транспорт-мастерская "Ксения". Призванная восполнить отсутствие ремонтной базы в Кольском заливе, "Ксения" фактически вновь стала плавбазой подводных лодок. Их бесконечный ремонт загружал работой плавучую мастерскую, в которой очень нуждались тральщики и посыльные суда флотилии.

Мирное время после окончания Первой мировой войны показало, насколько существование города в Екатерининской гавани зависит от наличия военно-морских сил. Однако отсутствие железной дороги делало невыгодным эксплуатацию портовых сооружений, происходит резкое сокращение населения города. Вскоре Александровск потерял и административное значение. Так как фактическим центром управления краем являлся Мурманск, 13 апреля 1920 года было утверждено решение о переименовании Александровского уезда и перемещении уездного центра в Мурманск. 11 марта 1931 года Александровск, носивший имя российского императора, был переименован, став Полярным. Екатерининская гавань оказалась невостребованной.

Возрождение Полярного было связано с восстановлением военно-морских сил на Русском Севере.

Лишившись морской охраны, северные воды нашей страны снова привлекли внимание многих государств. Многократно возрос уровень браконьерского промысла в советских территориальных водах. Только за один из майских дней 1935 года пограничное судно "Нептун" задержало 104 иностранных браконьерских судна. Сложность противодействия обуславливалась малочисленностью морских сил погранохраны и отсутствием современных кораблей.

26 ноября 1926 года Советом Труда и Обороны СССР была утверждена первая советская программа военного кораблестроения. Политическая обстановка начала 30-х годов не давала возможности оценить будущее большое значение Северного морского театра. Кроме того, неосвоенность края, слабость инфраструктуры, малочисленность населения не позволяли в короткие сроки создать здесь большой флот с развитой системой базирования. Это отразилось на ограниченных масштабах военно-морского строительства на Севере накануне Великой Отечественной войны.

22 июля 1933 года партийно-правительственная комиссия в составе И.В. Сталина, К.Е. Ворошилова, С.М. Кирова прибыла по железной дороге в Мурманск и на буксирном пароходе "Буревестник" осмотрела побережье от Мурманска до мыса Сеть-Наволок, посетив Росту, Ваенгу и Екатерининскую гавань. Знаменательно, что единственная поездка И.В. Сталина на Кольский полуостров была связана с организацией базирования Военно-Морского Флота.

Комиссия утвердила план строительства баз формировавшейся Северной военной флотилии. В Екатерининской гавани предполагалось разместить бригаду подводных лодок. Однако, учитывая большой объём работ, требовавшийся для строительства главной базы в Ваенге, её временно разместили в Екатерининской гавани.

С мая по сентябрь по вновь построенному Беломорско-Балтийскому каналу на Север с Балтийского моря двумя экспедициями перешли первые корабли и подводные лодки.

7 июня 1934 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление "О развитии военно-морских баз и аэродромов морских сил Севера". Основной операционной базой СВФ утверждался посёлок Полярный.

6 ноября корабли отдельного дивизиона эскадренных миноносцев и отдельного дивизиона подводных лодок флотилии под артиллерийский салют из 21 залпа эсминца "Карл Либкнехт" перешли из Мурманска в новую базу - Полярный. Сюда же перемещены штаб, политотдел, другие учреждения и организации флотилии.

Фактически в Екатерининской гавани был заново построен город, отвечавший современным на то время требованиям размещения и обеспечения военно-морских формирований. Первоочередной задачей моряков-североморцев являлось изучение нового морского театра, освоение навыков боевой подготовки в суровых условиях Заполярья.

Наиболее эффективным средством боевой подготовки командующий флотилией К.И. Душенов считал дальние походы. Под его руководством и при непосредственном участии подводные лодки дивизиона в августе-сентябре 1936 года ходили на Новую Землю, к острову Медвежьему, Шпицбергенской банке и норвежскому побережью от мыса Нордкап до Лофотенских островов. За время походов подводная лодка "Д-1" прошла 3094 мили, "Д-2" в надводном положении - 5803 мили, а в подводном - 501, "Д-3" - в общей сложности 3673,7 мили.

В феврале 1938 года для спасения полярников станции "Северный полюс-1" была создана экспедиция, которая должна была снять папанинцев со льдины. В состав экспедиции (руководитель начальник ГУСМП академик О.Ю. Шмидт) входили ледокол "Ермак", гидрографические суда "Таймыр" и "Мурман", а также полярная авиация. Для связи кораблей с базой, ледоколом "Ермак" и Москвой выделялись лодки "Д-3", "Щ-403" и экспедиционное судно "Мурманец", на которое был командирован старшина группы радистов с эсминца "Карл Либкнехт" Ф.А. Пышинский.

Все корабли испытали жестокий зимний шторм в Арктике, но особенно в тяжелых условиях оказалась "Д-3", которая должна была, в случае если корабли экспедиции не смогут пробиться к станции, прийти к ней подо льдом. Лодке не раз приходилось пересекать полосы мелкобитого льда, сталкиваться и с более крупными льдинами. 13 февраля при проходе одной из таких перемычек шириной около 5 кабельтовых, по предложению командира В.Н. Котельникова и с разрешения находившегося на борту командира дивизиона капитана 1 ранга К.Н. Грибоедова, она форсировала ее под водой. Так "Д-3", первая в истории подводного плавания, совершила переход под арктическим льдом.

С 21 сентября по 4 ноября 1938 года подводная лодка "Д-1" (старший лейтенант М.П. Августинович) совершила 44-суточное автономное плавание, в ходе которого совершила 24-часовой переход в подводном положении без регенерации воздуха. Это было рекордное достижение подводного плавания для того времени.

С 15 апреля по 5 мая того же года подводные лодки СФ "Д-2", "Щ-402", "Щ-403" и "Щ-404" под общим командованием командира 2-го дивизиона капитана 3 ранга И.А. Колышкина обеспечивали радиосвязью беспосадочный перелет из Москвы через Северный полюс в США летчика В.К. Коккинаки.

11 мая 1937 года Северная военная флотилия была реорганизована в Северный флот.

Восстановление военно-морской базы дало новую жизнь флотской столице. 19 сентября 1939 года село Полярное было преобразовано в город областного подчинения.

Первым боевым испытанием для североморцев стало участие в советско-финской войне. Силами флота в тяжёлых погодных условиях осуществлялась высадка десанта в Петсамо (Печенгу), проводились минные операции, подводные лодки и надводные корабли флота осуществляли дозор в море, обеспечивалась перевозка войск, эвакуация раненых и обмороженных.

После войны, в 1947 году главная база Северного флота была переведена в Ваенгу (с 1951 года - город Североморск). Это отразилось на изменении статуса Полярного. С 14 июня 1956 года Полярный являлся городом районного подчинения (до 9 июля 1960 года - в составе Полярного района, затем - на территории пригородной зоны г. Североморска). Только 17 июня 1983 года в связи с развитием структуры базирования флота, сформированием Кольской флотилии разнородных сил СФ, Полярному был возвращён статус города областного подчинения. Но город оставался местом базирования соединений Северного флота, сохранивших и приумноживших боевую славу североморцев.

После Великой Отечественной войны бригада подводных лодок осуществляла интенсивную боевую подготовку, освоение новой боевой техники и новых проектов дизельных подводных лодок, выработку новых тактических приемов их применения. Подводные лодки новых проектов стали основой океанского дизельного подводного флота страны. Именно здесь закладывался фундамент для будущих дальних плаваний могучих подводных атомоходов.

15 марта 1951 г. на базе бригады была сформирована 33-я Краснознаменная ордена Ушакова I степени дивизия подводных лодок в составе трех бригад.

С 1955 г. полярные "эски" вышли в океан - "С-165", "С-143", "С-144" сроком на 7, 13 и 20 суток; а подводная лодка "С-164" (командир - Т.Н. Лозовский) - совершила первый 30-суточный поход в режиме РДП с выходом за нулевой меридиан. Первым боевым соединением больших океанских лодок 611 проекта в Советском Военно-Морском флоте стала 161-я бригада 33-й дивизии.

В 1955 г., получив необходимую подготовку в Полярном, прошли Северным морским путем на Камчатку первые лодки 611 и 613 проектов. Северный флот, еще сам не имея в достатке этих кораблей, "отдавал долг" Тихоокеанскому флоту, направившему свои лучшие подводные лодки во время Великой Отечественной войны в Полярный. Родоначальницами океанских подводных сил на Дальнем Востоке стали североморские лодки "Б-62", "Б-63", "Б-66", "Б-68". Позднее "Б-62" была переоборудована в ракетную и стала родоначальницей тихоокеанского ракетного подводного флота.

В 1957 году поход из Полярного в Атлантику осуществила подводная лодка "Б-77" (командир - А.П. Михайловский), немного не дойдя до экватора. Это был первый 75-суточный автономный поход североморцев, но следует помнить, что первые походы на Тихом океане фактически проводили экипажи, пришедшие с Севера.

Подводные лодки 611 проекта успешно решали и другие уникальные задачи. "Б-67", переоборудованная в ракетную, 16 сентября 1955 г. впервые в мире произвела стрельбу баллистической ракетой с подводной лодки в надводном положении, а 10 сентября I960 г. она же впервые осуществила старт баллистической ракеты из-под воды. Подводная лодка "Б-64" была переоборудована для крылатых ракет. В 1958 г. "Б-82" (командиры Г. Швецов, И. Гуляев) в 135-суточном походе достигли 40 градусов южной широты, а "Б-72" дошла до пролива Дрейка (командиры - Р. Голосов, К. Киреев).

В 1960 г. подлодка "Б-90" (командиры - П. Земченко, К. Киреев) и "Б-88" (командиры - Н. Мышкин, В. Глушков, старший похода - Б. Вешторг), прошли с Севера вокруг Африки и Австралии на Камчатку.

Уровень боевой подготовки на эскадре был традиционно высок. К боевым наградам прибавлялись награды мирного времени. Экипажу "С-147" (командир - капитан-лейтенант В.Н. Чернавин, будущий Главнокомандующий Военно-Морским Флотом, адмирал Флота Советского Союза) 19 января 1958 г. было вручено Красное Знамя Московской областной комсомольской организации. В апреле того же года 96-я бригада была награждена Красным Знаменем Мурманского обкома КПСС и облисполкома. В Полярном появились и первые отличные подводные лодки - "С-147", "С-267", "С-284", "Б-77" и "Б-76".

Краснознаменному ордена Ушакова соединению поручались самые ответственные задания. В октябре 1961 г. "Б-130" (командир - Н.А. Шумков, старший на борту командир эскадры Н.И. Ямщиков) впервые произвели стрельбу торпедами с ядерной боевой частью на полигоне Новой Земли.

Во время Карибского кризиса четыре лодки: "Б-4" (командир - Р.А. Кетов, старший на борту - комбриг В.Н. Агафонов), "Б-36" (командир - А.Ф. Дубивко), "Б-59" (командир - B.C. Савицкий, старший на борту - начальник штаба бригады В.П. Архипов), "Б-130" (командир - Н.А. Шумков) - использовались для прорыва американской блокады Кубы. Дизельные лодки выполняли задачу, к которой оказались не готовы атомоходы, но экипажи не получили заслуженных наград.

И все же награда была. Приказом Главкома ВМФ от 16 января 1963 г. подводная лодка "Б-4" была объявлена преемницей боевой славы североморской подлодки времен Великой Отечественной войны - "М-104" "Челябинский комсомолец". В дальнейшем эта патриотическая традиция была продолжена - появились "Ярославский комсомолец", "Магнитогорский комсомолец", "Новосибирский комсомолец".

В ноябре 1963 года перед флотом была поставлена задача несения боевой службы и боевого дежурства. Подводные лодки 4-й эскадры в длительных (60-80 и более суток) автономных походах осваивали новые районы Атлантики и Средиземноморья.

В экваториальной экспедиции особого назначения "Прилив-1" с 24 марта по 12 октября 1967 г. участвовали подводные лодки "Б-21" и "Б-36" (руководил экспедицией адмирал Л.А. Владимирский). Впервые был произведен межпоходовый ремонт на большом удалении от базы и смена экипажей. Командиры кораблей К.К. Абрамов, И.М. Стрюков, Л.К. Судаков были награждены орденом Ленина, еще 65 человек - другими орденами и медалями. В том же году эскадре было вручено на "вечное хранение" Памятное Красное Знамя ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР "за заслуги в деле защиты Советской Родины и достигнутые высокие результаты в боевой и политической подготовке в честь 50-летия Великой Октябрьской Социалистической революции".

В 1968-1969 гг. был осуществлен 22-месячный поход двух подводных лодок "Б-95" (командиры - А.А. Кузьмин и A.M. Широченков) и "Б-98" (командиры экипажей Г.П. Смирнов и Л.И. Судаков) в обеспечении следования плавбазы "И. Кучеренко" и танкера "Дунай" в Индийский океан с трехмесячным межпоходовым ремонтом во Владивостоке.

15 марта 1969 г. впервые вышла на боевую службу целая бригада подводных лодок. К этому времени были созданы элементы маневренного тыла в Средиземном море, куда и была направлена 161-я бригада (командир бригады - Л.Д. Чернавин), семь месяцев несли подводники боевую службу там, где еще недавно хозяйничал американский флот.

Основными районами боевой службы кораблей 4-й эскадры стали центральная, западная и северо-восточная Атлантика наряду со Средиземным морем. В 1963-1991 гг. корабли 4-й эскадры выполнили 409 боевых служб во всех океанах. В 1976 г. содержание сил постоянной готовности эскадры было доведено до 63% ее корабельного состава. Одновременно в море порой находились до 26 подводных лодок. Командование всех степеней отмечало высокую выучку экипажей. После инспекции Северного флота Министерством Обороны в 1979 г. эскадра была отмечена в числе лучших.

Такова была повседневная деятельность старейшего соединения Северного флота. Его подводные лодки умели не только скрытно действовать в море, их знали на Кубе, в Анголе, Египте, Сирии, Тунисе, Ливии, Алжире, Югославии, Великобритании, куда они приходили с визитами доброй воли.

Полярный является главной базой Краснознаменной Кольской флотилии разнородных сил, созданной директивой Главнокомандующего ВМФ от 15 апреля 1982 года и ставшей правопреемницей 23-й Краснознаменной дивизии кораблей охраны водного района. На корабли, соединения и части флотилии возложены задачи защиты государственных интересов Российской Федерации на акватории Баренцева моря и в районах Северной Атлантики.

В состав Кольской флотилии вошли соединения и части, являющиеся преемниками боевых традиций подразделений, защищавших Заполярье в годы Великой Отечественной войны:

  • Краснознаменная ордена Ушакова I степени бригада подводных лодок,
  • Печенгский Краснознаменный ордена Ушакова I степени дивизион малых ракетных кораблей,
  • Гвардейский Печенгский Краснознаменный дивизион малых противолодочных кораблей,
  • Краснознаменный дивизион морских тральщиков.

Боевая летопись флотилии - это история длительных плаваний, многомесячных боевых служб, безупречного выполнения заданий Родины в различных районах Мирового океана, успешного освоения кораблей новыми поколениями.

Массовый героизм защитников Отечества в городах, на территории которых или в непосредственной близости от которых шли ожесточенные сражения

Подводники-североморцы, действуя в сложных условиях Заполярья, проявляли самоотверженность, решительность, отвагу и внесли существенный вклад в развитие военно-морского искусства, первыми применив многие тактические приемы использования подводных лодок. Вот неполный их перечень:

  • первая в истории подводных сил дерзкая атака североморских подводников транспорта противника с проникновением во вражеский фиорд. 14 июля 1941 г. подводная лодка "Щ-402" (командир - Н.Г. Столбов) на рейде Хоннингсвог открыла боевой счет советских подводников в Великой Отечественной войне.
  • первое применение залповых методов стрельбы. В сентябре 1941 г. подводная лодка "Д-3" (командир - Ф.В. Константинов, старший на борту - комдив И.А. Колышкин) осуществила первый двух- и трёхторпедный успешный залп с временным интервалом. В декабрьском походе подводная лодка "Д-3" (командир - М.А. Бибеев, старший на борту - комдив И.А. Колышкин) произвела три успешных атаки трёх- и четырёхторпедным залпами.
  • применение артиллерии против транспортов и боевых кораблей. Первой на Севере использовала артиллерию против транспортов в сентябре 1941 года подводная лодка "К-2" (командир - В.П. Уткин, старший на борту - комдив М.И. Гаджиев). Победный холостой выстрел в Екатерининской гавани из орудия этой лодки при возвращении из боевого похода положил начало известной традиции, принятой затем на всех флотах, - отмечать потопление кораблей противника салютом. В декабре 1941 г. успешно применила артиллерию против боевых кораблей подводная лодка "К-3" (командир К.И. Малофеев, старший на борту - комдив М.И. Гаджиев), уничтожив сторожевой корабль и катер противника.
  • первые атаки противника по данным, полученным от другой подводной лодки. В январе 1942 г. подводные лодки "К-22" и "М-171" наводились на конвой противника по данным от подводной лодки "Щ-422". Управляющему штабу удалось вывести на курс конвоя подводную лодку "М-171" (командир - В.Г. Стариков), в результате атаки был потоплен транспорт.
  • первые гидроакустические атаки. В мае 1942 г. атаку по акустическому пеленгу осуществила подводная лодка "М-172" (командир - И.И. Фисанович), в апреле 1943 г. первую успешную глубоководную стрельбу по акустическому пеленгу произвела подводная лодка "М-171" (командир - Г.Д. Коваленко, старший на борту - комдив Н.И. Морозов).
  • освоение стрельбы так называемым "дуплетом", когда одним залпом поражаются сразу две или более цели. Подводная лодка "Щ-403" (командир - С.И. Коваленко) 22 декабря 1941 г. впервые одним залпом с временным интервалом потопила транспорт и сторожевой корабль. Подводная лодка "С-55" (командир - Л.М. Сушкин) 29 марта, 29 апреля и 12 октября 1943 г. одним залпом успешно атаковала две цели, а подводная лодка "С-104" (командир - В.А. Тураев) 20 июня 1944 г. одним залпом уничтожила транспорт, тральщик и сторожевой корабль противника.
  • первый боевой опыт использования подводных лодок в тактических группах при обеспечении звукоподводной связью. В феврале 1943 г. подводные лодки "К-3" (командир - К.И. Малофеев, старший на борту - комбриг Н.И. Виноградов) и "К-22" (командир - В.Ф. Кульбакин, старший на борту - комдив В.Н. Котельников) действовали группой. В этом походе были уничтожены два транспорта, но, к сожалению, "К-22" в базу не возвратилась.
  • разработка и применение метода "нависающей завесы" при действиях подводных лодок против конвоев во взаимодействии с авиацией и другими разнородными силами флота. Первая подобная операция проводилась в марте 1943 г. В ней приняли участие подводные лодки "М-122" (командир - П.В. Шипин), "С-101" (командир - П.И. Егоров), "С-55" (командир - Л.М. Сушкин) и "К-3" (командир - К.И. Малофеев). В 1944 г. этот метод стал основным. Было проведено восемь операций разнородных сил, в ходе которых было отработано оперативное взаимодействие подводных лодок с авиацией и надводными кораблями (торпедными катерами). В некоторых случаях было достигнуто тактическое взаимодействие между ними.

Около тысячи матросов, старшин и офицеров бригады были награждены орденами и медалями. Семь североморцев – М.И. Гаджиев, И.А. Колышкин, И.Ф. Кучеренко, Н.А. Лунин, В.Г. Стариков, И.И. Фисанович, Г.И.Щедрин - стали Героями Советского Союза (И.А. Колышкин, Н.А. Лунин, В.Г. Стариков, И.И. Фисанович получили это звание первыми из советских подводников в Великой Отечественной войне).

12 подводных лодок Северного флота награждены были орденом "Красного Знамени": "Д-3", "М-172", "Щ-402", "Щ-421", "К-21", "Щ-403", "Щ-404", "С-56", "С-51", "С-101", "С-104", "Л-22". Восемь подводных лодок Северного флота были удостоены гвардейского звания: "Д-3", "К-22", "М-171", "М-174", "Щ-402", "Щ-422", "М-172", "С-56". При этом "Д-3", "К-22", "М-171" и "М-174" были первыми гвардейскими кораблями в подводных силах Военно-Морского флота. За всю историю ВМФ только четыре корабля были отмечены двумя наградами - стали Гвардейскими и Краснознаменными. Это - подводные лодки Северного флота "Д-3" (командиры - Ф.В. Константинов, М.А. Бибеев), "Щ-402" (Н.Г. Столбов, A.M. Каутский), "М-172" (И.И. Фисанович) и "С-56" (Г.И. Щедрин), базировавшиеся в Полярном.

24 июля 1943 г. бригада подводных лодок Северного флота была награждена орденом Красного Знамени и стала первым в ВМФ Краснознаменным соединением подводных лодок. 3 ноября 1944 г. бригаду наградили орденом Ушакова I степени, и она стала первым и до сих пор единственным дважды орденоносным соединением подводных лодок в отечественном Военно-Морском Флоте.

Основная нагрузка по несению дозорной службы отводилась подразделениям Охраны водного района главной базы. Именно здесь совершил свой подвиг сторожевой корабль "Туман" (мобилизованный рыболовецкий траулер "Лебёдка"), не спустивший флаг в бою с тремя эсминцами противника.

Катера дивизиона «морских охотников» не только вели систематический поиск вражеских подводных лодок, конвоировали суда, осуществляли противовоздушное прикрытие, но и выполняли разнообразные задачи на коммуникациях противника, ставили минные заграждения, высаживали десанты.

23 октября 1942 года второй дивизион истребителей подводных лодок был награжден орденом Боевого Красного Знамени, а 3 ноября 1944 года - орденом Ушакова I степени. 1 апреля 1944 года ему присвоено звание Гвардейского. За успешное проведение операции по освобождению Лиинахамари 31 октября 1944 года дивизион удостоился почетного наименования Печенгского.

Катерники-североморцы проявляли массовый героизм в борьбе с врагом. 379 из них за годы войны были награждены орденами и медалями СССР. Командир дивизиона капитан 3 ранга С.Д. Зюзин, командиры морских охотников Б.М. Лях, Л.Л. Новоспасский и Н.Г. Танский 5 ноября 1944 года были удостоены звания Герой Советского Союза.

Накануне войны Северный флот почти не имел тральных сил. С началом боевых действий эту роль выполняли мобилизованные рыбопромысловые суда. Только с 1942 года на флот стали поступать корабли специальной постройки, переданные союзниками. 10 сентября 1942 года приказом Народного Комиссара ВМФ был сформирован 6 дивизион тральщиков. Его личный состав принимал активное участие в боевых действиях на море. Выполняя боевые операции, корабли дивизиона прошли 292 тысячи миль, в том числе 23 тысячи миль с тралами в ходе боевого траления, конвоировали суда в порты Белого и Баренцева морей. За период с октября 1943 по май 1945 годов кораблями дивизиона вытралено 407 мин и минных защитников, обнаружено и потоплено 7 немецких подводных лодок, отражено 5 массированных атак самолетов и 130 атак подводных лодок.

Подвиги моряков дивизиона были отмечены 1607 наградами, командиру тральщика Т-115 капитану-лейтенанту А.И. Иванникову 20 апреля 1945 года присвоено звание Героя Советского Союза, а дивизион был награждён орденом Красного Знамени.

Заслуги тыла города

В первые дни войны было эвакуировано почти все гражданское население города Полярного. В первую очередь отправлялись неработающие женщины, дети и старики. В городе остались военные, жены некоторых офицеров, врачи. В городе ввели военное положение.

С объявлением мобилизации на штат военного времени был переведен главный военно-морской госпиталь Северного флота. В первые же дни войны он был расширен до 200 коек. Дополнительно под госпиталь было оборудование здание детских яслей. Но время делало свои коррективы и уже к июлю 1941 года одно хирургическое отделение имело 150 коек. В конце войны количество коек достигало уже 450. В госпиталь поступали не только раненые, но и обмороженные воины. Только за первый год войны в военно-морской госпиталь поступило 2028 раненых бойцов. Доставляли раненых кораблями, дрифтер-ботами медсанотряда. Бывали дни, когда поступало до ста раненых. Так 20 июля 1941 года с затонувшего эсминца "Стремительный" в госпиталь сразу поступило 142 пострадавших. Операции велись сразу на нескольких операционных столах. Госпиталь оказывал медицинскую помощь и морякам союзных государств - американцам и англичанам. Уже с 30 июня 1941 года госпиталь комплектовался врачами запаса.

На Северный флот прибыло много женщин-добровольцев, которые самоотверженно трудились по излечению бойцов в госпитале. На каждую медсестру приходилось до 150 раненых. Они выполняли и работу матросов, носили, мыли раненых, чинили белье, разгружали баржи с углем.

В 1943 году в связи с сильными бомбардировками г. Полярного было открыто отделение госпиталя на 80 коек под 60-метровым слоем скалы для оказания помощи раненым. Параллельно военно-морской госпиталь работал и в режиме эвакогоспиталя.

С начала войны главным хирургом на Северный флот был зачислен Д.А. Арапов, известный в то время хирург из НИИ им. Склифосовского, затем ставший профессором, академиком, генералом-лейтенантом медицинской службы. За годы войны он передал свое врачебное искусство 112 врачам. Когда шли ожесточенные бои за освобождение Кольского Заполярья, Арапов и другие хирурги на торпедных катерах ходили к полуострову Рыбачий, где оперировали раненых дни и ночи. Бывали случаи, когда Арапов с десантом высаживался и в тыл врага.

За годы войны через госпиталь прошло 18000 раненых и больных, из них более 4000 - североморцев. За самоотверженный труд в годы Великой отечественной войны 81 человек из личного состава военно-морского госпиталя, базировавшегося в Полярном, награжден орденами и медалями Советского Союза.

Ковалась Победа и в судоремонтной мастерской "Красный Горн". На судоремонтной мастерской были отменены выходные дни и отпуска. Работники мастерской жили по-военному - ночевали прямо на плавучей мастерской. Работали по 16-20 часов в сутки. Работа не прекращалась ни на минуту.

На "Красном Горне" проводились такие операции по ремонту кораблей, которые до этого никогда не выполнялись без постановки в док - ремонт горизонтальных и вертикальных рулей подводных лодок, замена винтов, ремонт ограждений в подводной части.

Острая нехватка оборудования и инструмента в военные годы компенсировалась выдумкой работников мастерской, большим подъемом рационализаторской работы. Были освоены новые операции: фрезерование винтовых шестерен, выпуск кулачковых муфт для линии гребного вала, изготовление ленточных пил из пружинной стали и напильников из отходов котельного производства. На "Красном Горне" был налажен выпуск ручных гранат типа "лимонка", которые отправлялись краснофлотцам, воюющим в составе 14-й армии в районе полуостровов Средний и Рыбачий. До минимума сжимались сроки выхода из ремонта кораблей с "Красного Горна". Корабли выходили из ремонта с большим опережением графиков. Так, ремонт подводной лодки "М-171", которой командовал Герой Советского Союза капитан-лейтенант В.Г. Стариков, был выполнен всего за 41 день вместо трех месяцев по плану. Только за 1944 год на "Красном Горне" было отремонтировано 57 подводных лодок и 74 надводных корабля. С риском для жизни, работая самоотверженно, судоремонтники извлекали из помятых кораблей заклиненные торпеды. Качество ремонта всегда было отличным. Судоремонтники помнили, что в их руках находится судьба военных моряков.

Всего за годы Великой Отечественной войны на судоремонтных мастерских "Красный Горн" было отремонтировано 248 подводных лодок и 134 надводных корабля. За героический труд в годы Великой Отечественной войны 70 работников мастерской были удостоены государственных наград - орденов и медалей Советского Союза.

Среди награжденных - токарь И.И. Кашо, плотник М.И. Иванов, слесарь П.Д. Муравьев, бригадиры С.Я. Кобзев, Т.М. Захаров, И.Е. Ермолаев, А.Р. Мальцев, производственные мастера А.Ф. Сергеев, А.А. Черемхин, начальник мастерской А.Т. Щур, главный инженер К.В. Степанов, заместитель начальника мастерских по политчасти Л.И. Чаянов и многие другие. За заслуги перед Отечеством судоремонтный завод был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.

Неоценим вклад в победу над врагом гражданского населения города Полярный, которые также приближали общую победу над врагом. Они создавали оборонительные рубежи, работали в механических мастерских, выхаживали больных и раненых, работали в колхозе в селе Белокаменка, чтобы обеспечивать вместе с союзниками питание армии и флота. Заготавливались грибы и ягоды, хвойный экстракт для медиков. Известно, что в районе Белокаменки во время войны располагался учебный полигон для морских пехотинцев Северного флота. Здесь проводились учения в "полевых условиях". Из тех мужчин, кто не подлежал призыву на фронт, в Белокаменке был сформирован истребительный взвод. 3 июля 1942 г. указывалось: "Истребительный взвод при становище Белокаменка состоит из 20 человек. Доукомплектовать до штатной численности (26 человек) не удается ввиду отсутствия мужчин в данном населенном пункте. Лица, окончившие 160-часовую программу Всеобуча, либо мобилизованы, либо направлены на рыбный лов…"

Вражеской авиацией были разрушены жилые дома. Круглые сутки проводилась маскировка военных объектов завода и города. Производилась разборка завалов после воздушных атак. Хлеб рабочим выдавали по карточкам. Питание было скудным. Но большая ответственность стимулировала каждого жителя военного города Полярный к самоотверженному труду для приближения Победы. Несмотря на постоянные бомбежки, в городе было спокойно, соблюдался порядок. От воздушных налетов укрывались в бомбоубежищах. Действовал комендантский час.

Годы Великой отечественной войны, вобравшие в себя самые тяжелейшие испытания и боль нашей страны, тем не менее, стали временем творческого расцвета города Полярного. В городе работали и формировались фронтовые концертные бригады Ансамбля песни и пляски Северного флота, Драматического театра Северного флота.

Именно город Полярный дарил вдохновение Н. Букину, автору известной песни "Прощайте, скалистые горы", впоследствии ставшему директором одной из городских школ. В городе Полярном творили Н. Флеров и Я. Родионов. Полярный воспет в прозе Л. Кассиля, Ю. Германа, в поэзии К. Симонова, А. Ойслейдера, В. Лебедева-Кумача. В Полярном в годы войны и после нее находились редакция и типография газеты Северного флота "Краснофлотец". С изданием сотрудничали такие мастера слова, как Б. Лавренев, И. Шток, Д. Ковалев, Б. Ярлинг, С. Алымов, которые называли себя "фронтовым братством". Писатель В. Рудный писал о городе Полярном: "Полярный выглядит, как легендарный макет среди скал". Военный корреспондент А. Марьямов говорил о городе: "Именно там, в Полярном, я видел в полных проявлениях два высоких человеческих качества: мужество и дружбу". Очень тепло писал о городе писатель В. Каверин. Со слов театрального режиссера В. Плучека: "Полярный стал центром всего - и культуры, и просвещения, и отдыха…"

Именно здесь, в исторической столице Северного флота, в годы войны свои первые скульптурные портреты воинов-североморцев исполнил бывший матрос-североморец, в дальнейшем народный художник СССР, академик, Герой социалистического труда, вице-президент Академии художеств Российской Федерации скульптор Л.Е. Кербель.

Уже в военные годы в городе был установлен обелиск Кербеля героям-подводникам Северного флота, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Знамениты его слова: "До Полярного я был никем. И только здесь я стал всем". Поэтому не случаен тот факт, что его последняя работа - памятник "Морская душа" установлен к 70-летию Северного флота именно в городе Полярном.

Герб города Полярный
Город воинской славы Полярный
Номер указа о присвоении звания: N 555
Дата указа о присвоении звания: 05.05.2008 г.
Памятные места города ПолярныйПамятные места города ПолярныйПамятные места города Полярный
Герои Города Техника
Мы в соцсетях
Яндекс.Метрика
© 2006-2015 Центральный музей Великой Отечественной войны | info@poklonnayagora.ru