Мы в соцсетях

Техника

Подробный каталог вооружения и военной техники, представленной
в экспозициях Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

305-мм морская железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12. СССР


В октябре 1930 года на Ленинградском металлическом заводе (ЛМЗ) было создано Центральное конструкторское бюро судостроения (ЦКБС-3), которое под руководством А.Г. Дукельского начало разработку серии железнодорожных транспортеров с крупнокалиберными орудиями для береговой обороны.

Проектирование железнодорожных установок ТМ-3-12 началось в 1935 году тем же конструкторским коллективом, но под новым названием «ЦКБ-19». Технический проект 305/52-мм установки ТМ-3-12 был утвержден в октябре 1936 года. Их производство было налажено в г. Николаеве на заводе № 198 им. Марти и завершено
1 января 1939 года. Установки ТМ-3-12 получили 305/52-мм орудия, поднятые в буквальном смысле со дна моря, точнее, с затопленного в 1916 году в Севастополе линкора «Императрица Мария». Все стволы скрепленные. Высокие баллистические качества морских орудий имели и оборотную сторону - низкую живучесть. Так, 305/52-мм пушка выдерживала всего 200 выстрелов, а потом орудие с транспортера снималось и отправлялось на завод («Большевик» или «Баррикады»), где производилась замена внутренней трубы операция, которая обычно длилась несколько месяцев. 305/52-мм пушки имели поршневые затворы, горизонтальные, заряжание картузное. В боекомплект ТМ-3-12 входили снаряды бронебойный, полубронебойный, дальнобойный и осколочно-фугасный. Транспортеры в походном положении без проблем могли передвигаться по большей части железных дорог СССР. Проектная скорость передвижения установок была принята 45 км/час, кроме того, у транспортера ТМ-3-12 имелся и небольшой двигатель для передвижения «самоходом» со скоростью 22,5 км/час.

Батареи ТМ-3-12 имели трехорудийный состав. В батарею входили три орудийных транспортера, три вагона - снарядные погреба, три вагона - зарядные погреба, три вагона - электростанции, один вагон - батарейный пост и один - два паровоза серии «Э». Для железнодорожных установок на ключевых точках Балтийского побережья были построены специальные огневые позиции с бетонными основаниями, заезжая куда, железнодорожный транспортер превращался в классическую береговую установку.

Бетонные основания строили только в составе целого комплекса на одну железнодорожную батарею. В комплекс входили два основных и два запасных железнодорожных пути, три бетонных основания, расположенных в шахматном порядке на расстоянии 100 м друг от друга и железобетонная постоянная вышка высотой 28,6 м для размещения батарейного поста. Установка ТМ-3-12 организационно входила в состав железнодорожной батареи (БЖ-9) во 2-м железнодорожном дивизионе тяжелой артиллерии с базой в Мукколово и позициями на полуостровах Лужской губы Кургальский и Колгомпя.

Во время советско-финляндской войны 1939 – 1940 годов батарея вела обстрел Выборга, выпустив свыше 150 снарядов. В сентябре 1940 года батарею БЖ-9 передислоцировали через территорию Финляндии на полуостров Ханко, где была создана военно-морская база Краснознаменного Балтийского флота. В 1941 году батареей БЖ-9 командовал капитан Н.З. Волновский. Артиллерийским огнем железнодорожная установка ТМ-3-12 подавляла огневые точки противника, расположенные на близлежащих островах и городу Таммисаари, а также не давала возможность кораблям военно-морского флота Финляндии вести прицельный обстрел полуострова. За время оборонительных боев проведено 108 стрельб и израсходовано около 570 снарядов. Перед эвакуацией гарнизона из базы Ханко 2 декабря 1941 года установки ТМ-3-12 были частично демонтированы - 305-мм стволы были взорваны, сломаны противооткатные устройства, вагоны-арсеналы и большая часть оборудования транспортеров затоплены в море. Тем не менее, период с июня 1942 года по июль 1943 года финский ремонтный отряд восстановил поврежденные артиллерийские системы. Тележки подняли из воды, противооткатные устройства восстановили, а новые стволы получили из Франции с однотипного с «Императрицей Марией» линкора «Александр III», который в 1920 году угнали белые в Бизерту. Однако окончательно ввести в строй установки ТМ-3-12 им не удалось. После заключения в сентябре 1944 года перемирия с Финляндией установки ТМ-3-12 вернули в СССР и 1 января 1945 года они вновь вошли в состав 1-й гвардейской морской железнодорожной Красносельской Краснознаменной артиллерийской бригады, в качестве отдельной железнодорожной батареи № 294 в г. Балтийске, где прослужили до 1961 года.

Годы выпуска -1938 – 1939

Всего выпущено - 3 ед.

Калибр - 305 мм

Масса в боевом положении - 340 тонн

Длина ствола - 15 850 мм

Длина нарезной части - 12 858 мм

Расчет – 50 человек

Скорость движения - 45 км/ч

Скорострельность - 1,8 - 2 выстр/мин

Наибольшая дальность стрельбы – 30 000 м

Углы обстрела:

По горизонтали - 360°

По вертикали - 1° +50°



Предыдущая
180-мм железнодорожная артиллерийская установка ТМ-1-180. СССР
180-мм железнодорожная артиллерийская установка ТМ-1-180. СССР
Следующая
37-мм авиадесантное противотанковое орудие Чарнко - Комарицкого (ЧК).  Опытный образец 1943 года. СССР
37-мм авиадесантное противотанковое орудие Чарнко - Комарицкого (ЧК). Опытный образец 1943 года. СССР



Герои Города Техника
Мы в соцсетях
Яндекс.Метрика
© 2006-2019 Музей Победы | info@poklonnayagora.ru